Комплаенс: программа снижения правовых рисков до их реализации

Компании, осуществляя привычную деятельность, редко задумываются о существующих правовых рисках до тех пор, пока они не реализуются.

Основания возникновения рисков

Коррупционные:

  • Взаимодействие с представителями государственных органов.
  • Участие в государственных закупках, встречи и иное взаимодействие с заказчиками.
  • Спонсорство.
  • Дарение подарков представителям заказчика.
  • Проведение публичных мероприятий и обучения.

Антимонопольные:

  • Согласованные действия хозяйствующих субъектов.
  • Участие в государственных закупках.
  • Согласованное установление цен, установление монопольно высоких или низких цен.
  • Раздел товарного рынка.

Информационные:

  • Наличие в компании ценной информации, коммерческой тайны и персональных данных.
  • Переход сотрудников в конкурирующую компанию.

Договорные:

  • Использование типовых договоров.
  • Отсутствие порядка обмена документами с контрагентами и несоблюдение правилих хранения.
  • Формальные отношения с контрагентами, договоренности «на словах», нарушение условий договоров.

Последствия реализации рисков

Уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность руководства и сотрудников компании.
Негативное влияние на репутацию и инвестиционную привлекательность компании: трудности при осуществлении предпринимательской деятельности, снижение доверия со стороны контрагентов и партнеров.
Утечка конфиденциальной информации, ослабление положения на рынке среди конкурентов, как следствие, финансовые потери.
Увеличение числа проверок со стороны контрольных и надзорных органов.

Сегодня на рынке юридических услуг существуют механизмы, позволяющие минимизировать правовые риски до их реализации, а в случае наступления неблагоприятных событий, снизить негативное влияние на деятельность компании и на ее руководство. Одним из таких решений является внедрение системы комплаенса.

Юристы и адвокаты Департамента защиты бизнеса проводят следующие виды комплаенса

Уголовно-правовой

Включает в себя разработку мероприятий по минимизации рисков, выявленных по результатам уголовно-правового аудита.

Информационный

Регламентация порядка работы с информацией, правил ее хранения и защиты.

Комплексный

Проводится анализ всей деятельности Компании, устанавливаются возможные риски из разных отраслей права и разрабатываются меры по их минимизации.

Антикоррупционный

Направлен на регламентацию деятельности компании в соответствии с требованиями антикоррупционного законодательства и на недопущение его нарушения сотрудниками.

Антимонопольный

Устанавливает правила работы в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства, направлен на предотвращение сговоров на торгах, на минимизацию риска недобросовестного поведения на рынке.

Этапы проведения комплаенса

1 этап

Выявление рисков:

  • Анализ бизнес-процессов, сделок, контрактов компании (аудит деятельности организации).
  • Выявление потенциальных рисков: определение признаков, которые могут свидетельствовать о нарушении законодательства.
  • Оценка вероятности привлечения к ответственности и формирование карты рисков.

Результат первого этапа:

персональный отчет с картой рисков, содержащий анализ деятельности компании, признаки нарушения законодательства, оценку реализации выявленных рисков.

2 этап

Разработка мер по минимизации рисков:

  • Изменение схемы финансово-хозяйственной деятельности.
  • Разработка и принятие локальных актов: кодекса деловой этики, договорной политики, внедрение коммерческой тайны, принятие политики по защите персональных данных, разработка антимонопольной и антикоррупционной политики, определение порядка взаимодействия с государственными органами, разработка инструкций, шаблонов писем, подготовка иных сопутствующих документов в зависимости от тех или иных потребностей.

Результат второго этапа:

подготовка политики выявления и управления рисками, плана по их минимизации; разработка необходимого пакета документов, таких как кодекс деловой этики, антимонопольная и антикоррупционная политика и иные.

3 этап

Внедрение комплаенса:

  • Ознакомление сотрудников с локальными актами, подписание дополнительных соглашений к трудовым договорам и к договорам с контрагентами.
  • Информирование и обучение: подготовка и проведение обучающих семинаров, разработка схем и инструкций для сотрудников.
  • Создание «горячей линии».
  • Регламентация и сопровождение проведения внутренних расследований (форензик).
  • Организация безопасного хранения и работы с информацией.
  • Согласование антимонопольного комплаенса с антимонопольным органом.

Результат третьего этапа:

обучение сотрудников правилам работы, защита информации, создание системы обращений, контроль за работой сотрудников внутри компании.

Результат

Обеспечение личной безопасности руководства от привлечения к ответственности (эксцесс исполнителя)
Выявление существующих нарушений и их своевременное устранение
Организация бизнес-процессов в соответствии с требованиями законодательства и локальных актов
Снижение риска привлечения к уголовной, гражданско-правовой, административной, антимонопольной и иным видам ответственности.
Снижение риска разглашения коммерческой тайны
Учет принятых мер в качестве смягчающего обстоятельства при выявлении нарушений, в том числе влияние на снижение размеров оборотных штрафов
Улучшение имиджа компании, вклад в деловую репутацию
Минимизация вероятности проведения проверок
Рост доверия со стороны контрольных и надзорных органов

Специалисты данного направления

Усачева Екатерина Павловна

Усачева Екатерина Павловна

Младший юрист, член Ассоциации антимонопольных экспертов

Полезные материалы

Похожие услуги

Связаться
с нами

Адрес:
127006, г.Москва,
ул.Малая Дмитровка, 16/6

Заказать обратный звонок