Комплаенс: программа снижения правовых рисков до их реализации
Компании, осуществляя привычную деятельность, редко задумываются о существующих правовых рисках до тех пор, пока они не реализуются.
Основания возникновения рисков
Коррупционные:
- Взаимодействие с представителями государственных органов.
- Участие в государственных закупках, встречи и иное взаимодействие с заказчиками.
- Спонсорство.
- Дарение подарков представителям заказчика.
- Проведение публичных мероприятий и обучения.
Антимонопольные:
- Согласованные действия хозяйствующих субъектов.
- Участие в государственных закупках.
- Согласованное установление цен, установление монопольно высоких или низких цен.
- Раздел товарного рынка.
Информационные:
- Наличие в компании ценной информации, коммерческой тайны и персональных данных.
- Переход сотрудников в конкурирующую компанию.
Договорные:
- Использование типовых договоров.
- Отсутствие порядка обмена документами с контрагентами и несоблюдение правилих хранения.
- Формальные отношения с контрагентами, договоренности «на словах», нарушение условий договоров.
Последствия реализации рисков
Сегодня на рынке юридических услуг существуют механизмы, позволяющие минимизировать правовые риски до их реализации, а в случае наступления неблагоприятных событий, снизить негативное влияние на деятельность компании и на ее руководство. Одним из таких решений является внедрение системы комплаенса.
Юристы и адвокаты Департамента защиты бизнеса проводят следующие виды комплаенса
Уголовно-правовой
Включает в себя разработку мероприятий по минимизации рисков, выявленных по результатам уголовно-правового аудита.
Информационный
Регламентация порядка работы с информацией, правил ее хранения и защиты.
Комплексный
Проводится анализ всей деятельности Компании, устанавливаются возможные риски из разных отраслей права и разрабатываются меры по их минимизации.
Антикоррупционный
Направлен на регламентацию деятельности компании в соответствии с требованиями антикоррупционного законодательства и на недопущение его нарушения сотрудниками.
Антимонопольный
Устанавливает правила работы в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства, направлен на предотвращение сговоров на торгах, на минимизацию риска недобросовестного поведения на рынке.
Этапы проведения комплаенса
Выявление рисков:
- Анализ бизнес-процессов, сделок, контрактов компании (аудит деятельности организации).
- Выявление потенциальных рисков: определение признаков, которые могут свидетельствовать о нарушении законодательства.
- Оценка вероятности привлечения к ответственности и формирование карты рисков.
Результат первого этапа:
персональный отчет с картой рисков, содержащий анализ деятельности компании, признаки нарушения законодательства, оценку реализации выявленных рисков.
Разработка мер по минимизации рисков:
- Изменение схемы финансово-хозяйственной деятельности.
- Разработка и принятие локальных актов: кодекса деловой этики, договорной политики, внедрение коммерческой тайны, принятие политики по защите персональных данных, разработка антимонопольной и антикоррупционной политики, определение порядка взаимодействия с государственными органами, разработка инструкций, шаблонов писем, подготовка иных сопутствующих документов в зависимости от тех или иных потребностей.
Результат второго этапа:
подготовка политики выявления и управления рисками, плана по их минимизации; разработка необходимого пакета документов, таких как кодекс деловой этики, антимонопольная и антикоррупционная политика и иные.
Внедрение комплаенса:
- Ознакомление сотрудников с локальными актами, подписание дополнительных соглашений к трудовым договорам и к договорам с контрагентами.
- Информирование и обучение: подготовка и проведение обучающих семинаров, разработка схем и инструкций для сотрудников.
- Создание «горячей линии».
- Регламентация и сопровождение проведения внутренних расследований (форензик).
- Организация безопасного хранения и работы с информацией.
- Согласование антимонопольного комплаенса с антимонопольным органом.
Результат третьего этапа:
обучение сотрудников правилам работы, защита информации, создание системы обращений, контроль за работой сотрудников внутри компании.
Результат









Специалисты данного направления
Полезные материалы
Усачева Е.П. На что стоит обратить внимание при заключении договора подряда? Klerk.ru, 2019
Усачева Е.П. Какие ухищрения привлекут к госзакупке лишнее внимание? PБК PRO, 2019
Усачева Е.П. Уменьшение цены госконтракта на НДС: правомерно или нет? Klerk.ru, 2019
Усачева Е.П. Комплаенс: дань моде или потребность бизнеса? Цифровые закупки, 2019
Усачева Е.П. Бизнес прислушался к советам ФАС: почему внедрять комплаенс выгодно E-xecutive.ru, 2019
Усачева Е.П. Сговор на торгах: какую ответственность может понести заказчик Директор по закупкам, 2019
Усачева Е.П. Как не нарушить закон при участии в госзакупках PБК PRO, 2019
Усачева Е.П. Какие штрафы выпишут тем, кто все-таки работает. Все про ограничения из-за коронавируса Klerk.ru, 2020
Усачева Е.П. Документы, которые надо составить при нарушении договоров из-за пандемии Klerk.ru, 2020
Похожие услуги
Связаться
с нами
127006, г.Москва,
ул.Малая Дмитровка, 16/6