Коммерческие споры – это разногласия сторон, возникающие между организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность при заключении, исполнении, расторжении договора. Такой спор разрешается сторонами договора во внесудебном порядке (досудебный порядок урегулирования споров), путем проведения переговоров и составления соглашений на приемлемых условиях. В случае недостижения сторонами договора, согласия на разрешение коммерческого спора, спор передается на рассмотрение в арбитражный суд, если стороны договора не предусмотрели договорную подсудность, например третейский суд.

Данные споры связаны с:

  • нарушением обязательств по контрактам и договорам поставки – к примеру, нарушение покупателем (заказчиком) сроков расчетов и поставки товара поставщиком;
  • нарушением обязательств по контрактам и договорам подряда – к примеру, нарушение условий договора о качестве подрядных работ подрядчиком и нарушение заказчиком сроков расчётов за выполненные работы;
  • заказчик отказывается подписывать акт выполненных работы унифицированной формы № КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат унифицированной формы № КС-3;
  • нанесением убытков заказчиком/покупателем, подрядчиком или поставщиком посредством поставки некачественной продукции или оказания услуг;
  • несоблюдением сроков и внесения арендных платежей по договору аренды;
  • ненадлежащее исполнения договора перевозки, транспортной экспедиции;
  • взысканием штрафов, пени, неустойки и задолженностей по договору поставки (включая доказывание поставки товара по товарной накладной (ТН);
  • взысканием штрафов, пени, неустойки и задолженностей по договору подряда (включая доказывание выполненных работ в полном объеме);
  • оспариванием завышения цены/объемов услуг или работ по государственному контракту (госконтракту);
  • односторонним отказом от договора;
  • несоблюдением порядка осуществления банковских операций, выплатой задолженности (неустойка, штрафные выплаты, пеня) и т.д.

Процесс урегулирования и разрешения коммерческих споров для стороны Договора чьё право нарушено подразумевает следующие этапы:

выявление нарушений заключенного договора контрагентами – на этом этапе выявляется причина возникновения коммерческого спора;
анализ судебной практики по аналогичным делам – этот этап поможет оценить перспективы дела в арбитражном суде;
урегулирование коммерческого спора – организация переговоров, составление извещений, заключение соглашений о продлении сроков оказания услуг/работ, сроков поставки товара или замены некачественного товара;
проведение внесудебного порядка разрешения коммерческого спора – подготовка и направление претензии (требования), расчёт основной задолженности, штрафа, пени, неустойки по договору. Данный этап обязателен для сторон договора, так как это требует действующее законодательство;
формирование позиции для искового заявления, сбор доказательств – на данном этапе необходимо определить предмет и основание искового заявления, а также собрать все необходимые доказательства, что позволит ссылаться на них в обосновании требования. Между тем, все доказательства необходимо представить в суд первой инстанции, так как в дальнейшем, при обжаловании решения суда, необходимо перед их представлением в суд апелляционной/кассационной инстанциях обосновать уважительную причину непредставление таких доказательств в суд первой инстанции;
определение судебного органа – если соглашение о договорной подсудности между сторонами договора отсутствует, такой спор передается по общему правилу в арбитражный суд по месту нахождения ответчика. К примеру, стороны договора вправе указать в договоре конкретный арбитражный суд субъекта РФ или третейский суд;
подача искового заявления в арбитражный суд – на данном этапе необходимо направить копию искового заявления в адрес ответчика совместно с документами, которые у него отсутствуют, в адрес суда должны быть представлены доказательства в копиях, которые заверены надлежащим образом, также необходимо произвести оплату государственной пошлины по реквизитам арбитражного суда;
ведение судебного дела – данный этап осложнён для споров, в которых с обеих сторон имеются нарушения. К примеру, со стороны истца имеются нарушения сроков поставки товара, а ответчик отказывается подписывать товарную накладную (ТН);
обжалование решения – если с решением суда первой инстанции сторона арбитражного дела не согласна, она вправе обжаловать такое решение в порядке апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях;
получение решения арбитражного суда и исполнительного листа на взыскание задолженности;
исполнение судебных актов арбитражных судов – предъявление исполнительного листа в кредитную организацию (Банк), в которой у должника открыт расчётный счет или в федеральную службу судебных приставов-исполнителей.

Процесс урегулирования и разрешения коммерческих споров для стороны Договора к которой предъявлены претензии подразумевает следующие этапы:

анализ представленной претензии (требования) – в данном случае необходимо оценить законность и обоснованность предъявленных требований;
анализ судебной практики по аналогичным делам – этот этап поможет оценить законность и обоснованность предъявленных требований;
урегулирование коммерческого спора – организация переговоров, составление извещений, заключение соглашений о продлении сроков оказания услуг/работ, сроков поставки товара или замены некачественного товара;
подготовка и направление ответа на претензию (требование);
подготовка правовой позиции – если спор не удалось разрешать во внесудебном порядке и исковое заявление подано контрагентом в арбитражный суд, свою позицию необходимо с доказательствами представить в арбитражный суд в форме отзыва на исковое заявление;
обжалование решения – если с решением суда первой инстанции сторона арбитражного дела не согласна, она вправе обжаловать такое решение в порядке апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.

Юридическая помощь в коммерческих спорах

Мы оказываем полный комплекс юридических услуг, позволяющих урегулировать споры. Среди них:

  • досудебное разрешение (внесудебное урегулирование коммерческих споров) – медиация (сбор и анализ информации, документации, относящейся к спору;
  • проведение переговоров и направление претензии контрагентам с целью избежания передачи спора на рассмотрение в арбитражный суд, включая подготовку писем и прочей документации, если переговоры будут письменными; сопровождение доверителя или участие от его лица в переговорах с контрагентами и т.д.);
  • подготовка юридического заключения, в рамках которого сформулируем вывод о вероятности достижения положительного результата рассмотрения дела в арбитражном суде;
  • подготовка и анализ претензии/искового заявления/ходатайства/извещения/заявления/судебного акта;
  • защита и представление интересов доверителя в арбитражном суде для разрешения конфликта (на основании доверенности/ордера адвоката);
  • обеспечение исполнения судебного решения/постановления, его обжалование в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях;
  • расторжение/изменение условий договора (дополнительное соглашение к договору, протокол разногласий);
  • привлечение контрагента к административной ответственности;
  • разработка правовой позиции.

Результат:

  • получение юридических консультаций и рекомендаций для достижения максимально выгодного и быстрого решения, позволяющего урегулировать коммерческие споры;
  • внесудебное рассмотрение и разрешение коммерческих споров с учетом интересов сторон;
  • анализ перспектив рассмотрения коммерческого спора в арбитражном суде с учётом судебной практики по аналогичным делам;
  • представление интересов в арбитражном суде без участия доверителя.

Судебная практика в РФ постоянно подвергается изменениям, поэтому если возник коммерческий спор, то лучше обратится за услугами практикующего юриста или адвоката, который обладает опытом не только в составление правовых документов, но и опытом представления интересов доверителей в суде.

Юристы Департамента защиты бизнеса зарекомендовали себя на рынке юридических услуг как эффективные и надежные правовые консультанты по вопросам разрешения коммерческих споров в арбитражных судах. Более 12 лет юристы и адвокаты Департамента защиты бизнеса специализируются на представление интересов клиентов в арбитражном суде ввиду возникшего спора с контрагентом.

Специалисты данного направления:

Полезные материалы:

Кибиткина О.А. На что обратить внимание при заключении договора поставки?, Klerk.ru, 2019

Усачева Е.П. На что стоит обратить внимание при заключении договора подряда?, Klerk.ru, 2019